ПРИНЦИПЫ И ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ  ДЗЁСИНМОН КАРАТЭ-ДО

Основные традиции Школы Дзёсинмон это терпение, бескорыстие, соблюдение нравственности. Достигаются такие качества за счет длительного и упорного совершенствования и воспитания учеников с упором на дисциплину и духовность, этическое поведение.
Необдуманные поступки, злость, несправедливость, жадность, надменность и неуважение к другим ученикам, в том числе и с других Школ боевых искусств, членам Школы строго запрещаются.
Одним из самых негативных, факторов которые препятствуют совершенствованию учеников на пути к достижению цели это отрицательное воздействие улицы, школы, обстановки в доме, семье.
Особое место, занимает нигилизм населения в области каратэ-до и других боевых искусств, представление боевого искусства как мордобоя, как агрессивного поведения и представление о необходимости совершенствовать только физическую сторону тела.
Однако, в Школе Дзёсинмон уже через непродолжительное время после начала тренировочного процесса родители видят наглядно, что основное место в подготовке каратэ-до занимает техника и обучение правильному поведению.
В Украине Школа Дзёсинмон образована в 1988 году, и это единственная Школа которая сохранила традиционные методики подготовки учеников с соблюдением всех принципов окинавского каратэ-до и принятых ритуалов. Занятия во всех секциях и клубах ведутся одинаково во всем мире с соблюдением всех ритуалов и приемов для выработки техники, уважения друг к другу, как это принято в Японии. Разъяснение ученикам сущности и содержания ритуалов позволяет настраивать их на положительные мысли и поступки. Основное достижение Школы Дзёсинмон на Украине это принятие на вооружение принципа здоровья, пропаганда вегетарианства, умеренности, во всем и человеколюбия, воспитание послушания учителю, родителей и педагогам, хотя это многим не нравится и не приемлемо. В Японии таких проблем нет, так как уважение к старшим и родителям это черта нации или их менталитет.
Необходимо отметить ту особенность подготовки в Школе на Украине, которая дает возможность находить способы и методы искоренить в учеников ложь и лицемерие, словоблудие и двойные стандарты.
В начале трудного пути каратэки в Школе сосредотачивают усилия на выработке умений к самозащите и только потом практика кумитэ и участие в соревнованиях. Как правило это занимает от 1 года до 3 лет. Имеются примеры и более быстрого освоения, но это ученики с врожденной работоспособностью и исполнительской дисциплиной, физической подготовкой в других видах спорта.
Начало пути к познанию Дзёсинмон, практики каратэ-до это изучение форм - стоек, блоков, ударов, передвижений и способов дыхания, подготовка тела к выполнению не свойственных человеку движений за счет правильной отработанной сотнями лет методике, от простого к сложному и закрепление ключевых моментов, усвоение которых в последующем приводят к определенному результату. Физическая подготовка имеет свою специфику в связи работой определенной группы мышц, развитием скоростных качеств, устойчивости, координированности, постоянной готовности выполнить защитную технику, которая хорошо усвоена и необходима к применению в данный момент.
В программе Школы Дзесинмон доминируют три составляющие, это практика каратэ-до, кобудо и сэйтай. На первом этапе ученики достигают совершенствования в традиционном каратэ-до с последующим изучением практического применения навыков - бункай. Приобретают способность правильно дышать, быстро двигаться, полной и частичной релаксации, наносить удары и производить блоки для защиты, изучают ката в которых скрыты секреты техники каратэ-до. На это иногда уходит несколько лет, однако для регулярных занятий несколько лет, необходима сила воли и желание.
°    Так как, в настоящее время много учителей преподающих восточные единоборства, не имеют соответствующей квалификации и уровня подготовки это ведет к усвоению не правильных движений не дает результата и как правило навсегда закрывает от ученика путь к вершине мастерства.
Выполнение (усвоение) ката как комплекса техники с условным противником - это основной метод подготовки к боевым поединкам. В ката используются приемы защиты и контратаки, болевых приемов, бросковой техники. Часто, в ката скрыты приемы и движения с кобудо, сущность которых нельзя трактовать по иному.
Основные принципы, которые учитель должен привить ученикам, это сдержанность, правильное поведение, уважение к своими товарищам, к месту где занимаются - залу (додзё) где занимаются, родителям, на втором месте по важности это дыхание, чувство центра тяжести, умение наносить удары на одной ноге, использование для быстрого и точного удара концентрацию, правильный угол зрения, умение быть решительным. Что должно повлиять на остроту мышления, абстракцию и вызвать способности во всех сферах учебы и работы занимающегося, саморегуляции состояния здоровья.
Таким образом, занятия каратэ-до несколько лет (2-5) приводит к совершенствованию и изменению всего организма и способностей. Мы наблюдали раскрытие способностей учеников после нескольких лет занятий каратэ-до на примере улучшения учёбы в общеобразовательной Школе.
Множество времени уходит на разъяснение ученикам чувства справедливости, жалости к слабому, способности прощать и управлять собой для неприменения способностей в минуту злости, когда применение силы можно избежать.
В Школе Дзесинмон учат не демонстрировать приемы на улице, в общественных местах, это необходимо делать в додзё или дома в отдельной комнате, никогда не применять приемы на родителях и родственниках даже с целью демонстрации. Основное качество которое необходимо выработать это сдержанность и послушание, которого так не хватает в общественной жизни детей и юношей.
Особое место занимает выработка принципа не нападать на слабого, на женщин и детей, не пренебрегать защитой и наносить удары только в случае крайней необходимости, после отражения атаки для самозащиты. Пример, который часто приходится ученикам демонстрировать " без правильной защиты может не понадобится атака. Защита важнее контратаки."
Только на этапе перехода в разряд старшей квалификации (2-1 кю), каратэ-до Дзёсинмон на этапе подготовки мастеров учит способность сохранять энергию, накапливать и пропускать через определенные центры тела и энергетические каналы свои мысли.
Мануальная терапия,(сэйтай) дает возможность научить чувствовать тело, его части, работу позвоночника как энергетического пояса организма. Только в спокойном, расслабленном теле возможно накопить(сконцентрировать) энергию и потом усилить с ее помощью удар рукой или ногой.
В изучении сэйтай в Украине нами внесен свой вклад и имеется свой опыт, свои методики, наработанные за 14 лет практики, проводились эксперименты проверки правильности методики саморегуляции, самолечения и самовосстановление сил. Все дети которые приходили к нам с целью выправить скалеоз как правило быстро поправляли свое здоровье без особых усилий. Необходимо помнить умение сохранить энергию либо ее пополнить занимает много времени.
Особое место в подготовке занимает выработка правильного крика называемого "ки-ай".Особенно крик не должен рождаться в горле, а должен возникать в нижней части легких, то есть, как бы в "животе".
Многие способности вырабатываются с помощью многократных повторений, длительного терпения что под силу только не многим, в связи с чем некоторые ученики начинают занятия и при первых трудностях умственного и физического характера их бросают.
Выработка терпения и трудолюбие очень пригодится юношам в их дальнейшей жизни. Умные родители иногда желают ребенка к этому приучить, однако для этого в обычной жизни нет условий и методик.
Самое главное в духовной и умственной подготовке это способность абстрактно мыслить и развивать умственные способности. Мысль все рождает в человеке и все может убить.
Обучение основам каратэ-до это воздействие на большую часть мозга, занятия в которых больше требуется работа ума, и в меньшей мере физического тела. Все образы должны быть усвоены головой. В связи в чем, неоднократно наблюдается как со временем моторика, характер и умственные способности меняются к лучшему у занимающихся. Умение защитить себя, либо наносить поражающие удары достигается довольно быстро у физически развитых людей.Тогда вопрос, а как быть тем кто слабый от рождения. Приемов для этого необходимо значительно меньше и тренировка сводится к неоднократному повторению построенной системы , только с помощью хорошего учителя. Как показывает мой опыт труднее всего тренируется( улучшается) это эмоциональная сфера, такие качества как злость, зависть, излишняя драматизация ситуации и страх. Поражает японское спокойствие в занятиях каратэ-до и исходит это от уверенности в том, что они делают и хотят достигнуть.
Как принято на Востоке говорить, все занятия сводятся в качественному выполнению набора техники и возникновению способности угадать удар противника и парировать его, а эти качества требуют абсолютного спокойствия, полной концентрации и очень длительной подготовки. Прозрение дается только терпеливым, трудолюбивым и сдержанным и добрым.
Особенно хочу обратить внимание родителей на необходимости уяснения, что каратэ-до, его правильная практика, формируют у ребенка способность мыслить быстро, концентрировать свое внимание на объекте, умение выделить сегмент от основанного, занимающие становятся более спокойными уверенными в себе, более добрыми внимательными и терпеливыми. Тем у кого высокая моторика каратэ-до регулирует и ее понижает у кого замедленная тому повышает и стабилизирует.
Основные заблуждения связанные с практикой каратэ-до:

  • 1.Что занятия по каратэ-до это контактные тяжелые удары по телу и могут быть серьезные травмы. Это одно из заблуждений.
  • 2. Применение даже лицами имеющими отношение к каратэ-до терминов контрактное, спортивное и неконтактного каратэ-до, боевого и особенное. Необходимо отметить,что каратэ-до одно, а правила соревнований могут быть разные.

Правила соревнований могут быть созданы с учетом большей или меньшей безопасности для участников, а каратэ-до как боевое искусство вечно и едино. Встречаются названия контактное каратэ, неконтактное каратэ, спортивное каратэ, контактное каратэ, все эти термины придуманы лицами которые не разграничили для себя, что такое правила соревнований и что такое практика каратэ-до. Возможно в одних Школах придают больше значения спортивной подготовке для рекламы о победах на соревнованиях, в других больше контакту и кумитэ с целью научить драке учеников, возможно преследуя свои цели. Основное, что необходимо научить это культуре общения, защиты себя от психологических и физических посягательств, культурному сосуществованию личности и общению.
Возникает у родителей вопрос "У Вас каратэ или каратэ-до?" На это приходится отвечать, что термин один, а сокращенное название придумали лица которые не признают ( не понимают) приставку "до" как суть духовно- философской части каратэ-до.
Пример этому, названия дзюдо, айкидо, кабудо.Эта приставка отдельно не может жить как и каратэ без "до". При выборе клуба или Школы Вы должны придти в додзё(спортзал) где занимаются ученики и посмотреть условия, Вам необходимо посмотреть как одеты учитель и ученики, имеются ли на их груди эмблемы, чиста ли у них одежда, подрезаны ли ногти и волосы т.к. разность одежды, отсутствие эмблем, опрятности и четкости в работе, в присутствии на занятиях дисциплины свидетельство того, что занимающиеся лица культивирующие каратэ-до не знают его основных положений, кроме набора спортивных движений. По традиции и с целью подготовки ног в Японии все занимаются босиком. Множество родителей отдают своих детей заниматься в секции к лицам явно психически неуравновешенным, не имеющих соответствующей подготовки, не владеющих основами медицинских знаний и культуры общения, элементарной личной гигиены, что пагубно влияет на ребенка, все строится на отношениях денежных в которые втягиваются дети это и есть основной неблагоприятный фактор воспитания. Мой совет перед тем как привести ребенка в секцию либо клуб сами убедитесь кто перед Вами, как строятся тренировки, какие нагрузки даются начинающим и какие старшим, какой имеется у тренера официальный статус и его уровень. Построена ли методически тренировка правильно. ( разминка, основные виды движений и заключительная часть, каким голосом подает команды тренер и выделяет ли сразу ошибки которые допускают ученики.)Большинство преподавателей не имеют даже высшего образования, а если и имеют то не имеют званий в каратэ-до. Необходимо помнить, что бы учить детей в общеобразовательной школе необходимо педагогическое высшее образование. Тогда почему тренеруют лица без образования вообще. Присвоение самому себе званий и регалий это стало нормой на территории СНГ, множество тренеров нигде не сдавали квалификационных экзаменов и ничего того не знают что преподают, возраст у них как правило юношеский на что необходимо особо обращать внимание. Однако, преподаватель старше и его никто не знает в мире каратэ-до, тогда видимо он молод в своем ремесле. Преподнесение своих спортивных заслуг пусть Вас не сбивает с толку, спорт это маленькая часть боевого искусства.
Что бы, выяснить, имеет ли тренер официальный статус, обратите внимание как оформляется Ваш ребенок в секцию, какие документы Вы подписываете и что взамен ему выдается, возможно удостоверение. В общественной организации все ее члены должны написать заявление о вступлении и как правило ему выдается членский билет. Согласно законодательства об общественных организациях им разрешено принимать вступительный взнос, который сдается один раз в жизни, а взамен лицо получает членский билет.


Автор и составитель: Председатель Союза Дзёсинмон-Сёринрю каратэ-до Украины
М. М. Панько